Воскресенье, 18.11.2018, 08:44
Новости футбола Одессы
 
Меню сайта

Поиск

Инфо поддержка

ПФК «Реал Фарма»

ФК «Одесса»

ФК SOHO.NET

ДЮСШ-11

ФСК «Ильичёвец»

Реклама

Главная » 2018 » Март » 10 » Аспекты подготовки спортивного резерва в футболе
20:59
Аспекты подготовки спортивного резерва в футболе

Аспекты подготовки спортивного резерва в футболе

Подготовка юных спортсменов должна базироваться на стройной преемственной методике тренировки, обеспечивающей эффективное становление спортивного мастерства, систематический рост функциональных возможностей и должную их реализацию При этом основным критерием эффективности тренировочного процесса, особенно на начальных этапах подготовки юных футболистов, должно быть планомерное развитие двигательных качеств и приобретение двигательных навыков, а только потом успешность соревновательной деятельности.

Справедливо утверждение заслуженного тренера Украины П.А. Пономаренко: "Если идти к мастерству через результаты, то к цели приближаешься быстро, но отдаляешся от мастерства. Если к результату идти через мастерство, то путь к цели будет длиннее, но зато к совершенству ближе".

Представляется, что именно целевая направленность на долгосрочную подготовку перспективных футболистов, должна определять структуру и содержательный компонент тренировочного процесса, практику организации и проведения детско-юношеских соревнований в Украине, а также стать неотъемлемым компонентом профессионального мышления руководителей и тренерского состава детско-юношеского футбола.

Формирование долгосрочной программы подготовки юных футболистов в Украине необходимо тесным образом увязать с качественными преобразованиями следующих элементов: которые имеют определяющее значение для развития отечественного массового и резервного футбола:

1. Учебно-тренировочный процесс.

В 1960-1970-е годы дети приобщались к организованным занятиям футболом с 10-ти-11-ти лет. До этого они приобретали значительный опыт в естественных условиях игры «улично-дворового» футбола, что позволяло каждому ребенку приобрести достаточно высокий уровень тактико-технического мастерства, но самое главное – стать креативной личностью. Затем на смену «стихийному» футболу пришел «организованный» футбол, детей стали отбирать, а чаще набирать с шестилетнего возраста. Основным стал (и до настоящего времени сохраняется) подход к содержанию тренировочного процесса, основанный на применении однообразных упражнений с акцентом на физическую подготовку, форсирование тренировочного процесса и возрастание нагрузок. Негативное влияние этого аспекта в контексте подготовки юных футболистов определяется выбранными средствами для их реализации. Практика нередко свидетельствует, что техничная команда, которая играет в комбинационный футбол, проигрывает атлетичной, но не показывающей зрелищный футбол, команде. Такое положение щироко распространено, вследствие чего детские соревнования превращаются в бездумную, изобилующую большим количеством единоборств игру.

Сегодня в действиях украинских футболистов наблюдается больше шаблонного, заученного, чем спонтанного. Отставание в исполнительском и игровом мастерстве – это результат методики обучения. Увлекаясь методом упражнений, совсем забыли про игру – самое универсальное средство для гармоничного развития, мышления и характера.

П.А. Пономаренко отмечал: "Футбол из всех игровых видов спорта самый сложный в обучении. Научить играть при помощи только одних упражнений – утопия. Упражнение – это теория, а игра – практика. Сколько не упражняйся с мячом, играть не научишься"

Осознавая, что «уличный» футбол уходит в прошлое, в странах с высоким уровнем развития футбола пришли к выводу, что необходимо найти выход из сложившейся ситуации, с тем чтобы предоставить детям возможность тренироваться и играть по их собственным правилам, т.е. вернуться к «природе» детского футбола. 
В частности, технический отдел Национальной федерации футбола Нидерландов с середины 1990-х годов начал искать альтернативу «уличному» футболу, что привело к разработке требований к организации тренировочного процесса с юными футболистами 6-ти – 12-ти лет:

- тренировка должна проходить в форме игры. Не следует проводить отдельные занятия, направленные на обучение техническим навыкам или развитие двигательных способностей, а также работать над тем, с чем игрок вряд ли может столкнуться на поле во время игры;

- детский тренер должен предлагать различные варианты игр (5 на 2, 4 на 2, 6 на 3, и т.д) от самых простых, до самых сложных, принимая во внимание не календарный, а «футбольный» возраст (уровень мастерства и подготовленности);

- помимо 3-х часов занятий в неделю следует давать игрокам "домашнее задание" по отработке технических приемов;

- игры 4 на 4 (6-8 лет), 7 на 7 (9-10 лет), 9 на 9 (11-12 лет)
11 на 11 (13 лет и старше) должны рассматриваться как средство развития у детей навыков владения мячом при решении игровых задач.

Заслуживает внимания детская программа «FUNino» для обучения детей до десятилетнего возраста, которую разработал немецкий специалист H. Weinю. Во многих странах мира ее называют как "Ренессанс уличного футбола». 
Он предложил более тридцати вариантов игры, в которой дети играют на площадке 32х25 метров с четырьмя воротами на каждой боковой линии. Участвуют две команды по три игрока и с одним на замене. Гол может быть забит из пределов шестиметровой зоны. Цель игры заключается в повышении интеллекта, творчества и анализа игровых ситуаций. При такой организации занятий, юные футболисты обучаются очень быстро, потому что игровые ситуации повторяются регулярно, а все дети постоянно задействованы в тренировочном процессе.

Установлено, что при меньшем формате игры дети выполняют больше касаний мяча, дриблинга и ударов по воротам, больше переходов от атаки к обороне и обратно, а упрощенная тактическая обстановка делает более простым процесс принятия решений, а игру визуально понятной для детей.

Важно отметить, что долговременная программа подготовки футбольных талантов в странах Западной Европы имеет общую структуру периодизации. Так, в Германии и Испании процесс подготовки футболистов подразделяется на два периода, в соответствии с которыми определены приоритетные задачи:

• период развития и обучения (7-15 лет) обеспечивает развитие индивидуальных способностей юных футболистов посредством использования большого количества игровых заданий, тренировочных и учебных игр;

• период соревнований (с 16 лет до профессиональной команды) обеспечивает развитие игрового потенциала каждого футболиста посредством активного участия в играх на результат.

Реалии украинского детско-юношеского футбола состоят в том, что тренеры в своей работе игнорируют как теорию, так и передовую практику долговременной подготовки юных футболистов. Управление спортивной деятельностью юных футболистов на деле сводится к управлению спортивной подготовкой, которое нацелено на текущий результат, а не качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока.

Неудивительно, что система украинского детско-юношеского футбола по прежнему строится на принципах «перевернутой пирамиды»: когда от этапа к этапу подготовки численность учащихся спортивных школ и клубов неуклонно уменьшатся путем отсева менее перспективных детей, которые не могут показать, по мнению руководителей и тренеров, хороший уровень спортивного мастерства. В силу этого она, начиная с этапов начального обучения, рассматривается не как система многолетней подготовки, призванная обеспечить потребности и поступательное развитие каждого подростка в спортивном совершенствовании, а как средство обеспечения нужд профессионального футбола.

2. Система соревнований.

Анализ украинской системы проведения детско-юношеских соревнований на материалах чемпионатов г. Киева и Всеукраинских соревнований (ДЮФЛУ) показал, что юные футболисты чрезмерно «заиграны».

Так, отдельные команды U15, учитывая международные турниры, официальные игры, а также матчи в подгруппе и финальной части Всеукраинских соревнований, в общей сложности за сезон играют более пятидесяти матчей.

В якості порівняння можна навести дані змагальної практики футболістів високої кваліфікації. Так, в сезоні 2015/2016 років футбольні клуби «Манчестер Юнайтед» і «Челсі» зіграли, відповідно 56 і 55 матчів. Варто відзначити, що це професійний , а не дитячий футбол, який має протилежні цілі і завдання.

14-ти летние воспитанники ведущих детско-юношеских футбольных клубов г. Киева, с учетом Чемпионата г. Киева (I круг), Кубка Идзковского и ДЮФЛУ ( II круг), в течение 62-х дней участвовали в 18-ти играх. В среднем ребята играли через три дня на четвертый, а в некоторых случаях через день-два.

Похожий график соревнований можно наблюдать для девятилетних игроков. В общей сложности за 46 дней им пришлось участвовать в 9-ти матчах. Особенно напряженным календарь выступлений был в период с 25 мая по 4 июня, когда дети провели четыре тура в течение одиннадцати дней, т.е. игры проходили через два-три дня.

Все это указывает на большую плотность календаря соревнований, при которой речь идет не о качестве учебно-тренировочного процесса, а скорее, о проведении восстановительных мероприятий, с тем чтобы юные футболисты могли в оптимальном состоянии подойти к предстоящему матчу.

Такое положение вещей не соответствует современным представлениям о содержании долговременной подготовки юных футболистов.

Сегодня Федерации футбола Испании, Голландии, Германии, Англии, Шотландии и т.д. официально запретили участие детей до двенадцатилетнего возраста в регулярных соревнованиях.
Было установлено, что дети в раннем возрасте не должны участвовать в соревнованиях, где ведутся таблицы и предполагается официальное распределение мест между участниками.

Показательны в этом отношении действия, предпринятые Федерацией футбола Англии. Так, был введен запрет на восьмимесячный соревновательный сезон для детей 7-11-тилетнего возраста. Вместе с этим была предложена гибкая система проведения детских соревнований, где сезон делят на три части, каждая из которых завершается турниром или фестивалем. Продолжительность каждой части будет увеличиваться по мере того, как дети становятся старше:

- дети семи и восьми лет участвовать в двухнедельных, девяти и десяти лет – в четырехнедельных, а одиннадцатилетние – в шестинедельных турнирах.

В основе такого подхода заложена образовательная модель обучения, при которой дети вовлечены в процесс обучения с сессионным участием в играх и фестивалях, где результат отходит на второе место, а на первое место выходит индивидуальность, развитие творческих возможностей ребенка, удовлетворение его потребностей.

«Эффект относительного возраста».

В футболе у детей, родившихся в зимний период шансов добиться спортивных успехов в 4 раза больше, чем у их сверстников родившихся в сентябре-декабре.

Федерация футбола Шотландии предложила свой вариант противодействия «эффекту относительного возраста», перейдя с календарного года на учебный. Результатом этих изменений стало увеличение количества детей играющих в футбол и сохранение в футболе детей, рожденных летом.

И все же наиболее простым и действенным способом борьбы с «эффектом относительного возраста», является отмена официальных соревнований до 12 лет, а в идеале – до середины подросткового возраста. Таким образом, когда победа менее важна, чем развитие, все игроки получат равноценную возможность играть и более качественное обучение.

Учитывая изложенное, с целью приведения системы детско-юношеских футбольных соревнований в Украине в оптимальное состояние, необходимо найти способ установления баланса между слишком большим вниманием к результату игры и нивелированием значимости победы, предоставить детям возможность играть по их правилам, чтобы приобрести детский, а не взрослый опыт.

3. Тренер.

Отдельному аспекту будет посвящен вопрос деятельности тренера, его качествам как педагога и как личности, его ценностным ориентирам и мотивам поведения.

Следует подчеркнуть, что каждый из обозначенных элементов взаимно дополняет друг друга, создавая некую целостность, нарушение или невыполнение одного из элементов, не устранит существующее противоречие между тренировочной и соревновательной деятельностью.

Фото Nikolaenko Valeri.

 
Просмотров: 131 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

ФК «Черноморец»

Поехали на футбол!

ФК "Жемчужина"

Инфо поддержка

Наши партнёры

Футзал Одессы

Реклама

Реклама

Коллекция ссылок
  • Федерация футбола Украины
  • ПФЛ Украины
  • Премьер-лига Украины
  • ФК «Черноморец»
  • ФК «Одесса»
  • СКА Одесса
  • ФК «Бастион» Ильичёвск
  • Футбол на FootBoom.com
  • Одесский футбол
  • Футзал Одессы
  • football.ua: Новости футбола
  • UA-Футбол: Новости
  • Команда болельщиков FCCO
  • ФК «Реал» Одесса
  • ИФК «Соборка»
  • ФК «Пальмира-07»
  • ФК «SOHO.NET»
  • МФЛ Одесса
  • Ф.Л.А.Г. Одесса

  • Посещаемость

    Pirate © 2018 Футбол и футзал Одессы